Anewer-RP
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Anewer-RP
 
ФорумПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Cattolicesimo] Католичество

Перейти вниз 
АвторСообщение
DIMA1133




Сообщения : 43
Дата регистрации : 2012-01-11

Cattolicesimo] Католичество Empty
СообщениеТема: Cattolicesimo] Католичество   Cattolicesimo] Католичество EmptyСр Янв 11, 2012 1:58 pm

Католичество.

1. Католическая идея.

Церковь, имея своим Главою Господа нашего Иисуса Христа, будучи телом Его, должна быть подобной Ему. Поэтому она вполне человечна и в то же время обожена единением со Христом, освящена Христовой благодатью. Она не есть только царство божественной любви и сверхприродной жизни во Христе или только организованное человеческое общество с религиозным назначением: она есть и то и другое, и притом в высшей степени, в совершенстве. Как Христос есть "путь, истина и жизнь", так и Церковь Его живет жизнью Духа Святого в нас, есть "столп и утверждение истины" и путь, который ведет к истине и жизни, совокупность Христом установленных средств спасения, самих по себе вполне человеческих, но волею и силою Христовою непреложно ведущих к спасению.
Как Иисус Христос вполне человек, а не полу-человек или кажущийся человек, так и Церковь, основанная Спасителем на земле, вполне человечна: она представляет собою "совершенное общество", то есть объединение людей, стремящихся к одной общей цели — в данном случае к вечной жизни во Христе — под руководством одного высшего общего управления, вполне отличное и независимое от других человеческих обществ и располагающее всеми необходимыми средствами для достижения преднамеченной цели. Христос, трудящийся и страдающий на земле, есть образец и высшая норма для Церкви борющейся на земле, равно как Христос, прославленный и преображенный в Царстве небесном, есть образец для Церкви прославленной, небесной.
Церковь установлена Спасителем ради достижения ее чадами вечного спасения в единении с Отцом и Сыном и Святым Духом. Поэтому она не может быть разнородной по отношению к спасительным учреждениям, которые она органически порождает, к святым общежитиям и обителям, в которых процветает духовно-благодатная жизнь. И в том и в другом случае руководящее начало одно, вытекающее из всей данной Господом икономии спасения через воплощение и из примера, данного каждому из нас и всей Церкви ее Главою, Богочеловеком. Каково это начало? Ответ на этот вопрос легко найти в уставах образцовых христианских монастырей. По уставу св. Пахомия, "иноки всех монастырей составляли одно братство, связанное единством духа, управления и хозяйства. Всеми заведовал один главный Авва. Но каждый монастырь имел своего настоятеля, который, завися во всем от главного Аввы, все в обители держал в своих руках". В "Правиле свв. Отцов Серапиона и других" мы читаем: "Находим наилучшим, чтобы они (иноки) собирались во едино и жили в послушании одному опытнейшему старцу, следуя его заповедям, как внушениям Духа Святого. Итак, постановляем, чтобы братия многие собирались в одну обитель и жили совокупно, в единодушии и взаимной любви. Как соблюсти сие единодушие и любовь, при помощи Божией укажем и это. Постановляем, чтобы над всеми собравшимися воедино братиями начальствовал один старец, от совета и веления которого уклоняться никто не должен; но как самому Господу, так повинуются ему все" . То же начало осуществления благодатной соборности и общей жизни во Христе через послушание одному настоятелю, выразителю воли Христовой, мы находим в толковании св. Иоанна Златоустого на Деяния Апостольские, эту историю первых дней Церкви: все живут в единодушии и братской любви благодаря тому, что одному, Петру, "поручены все", "Христос вверил ему Свое стадо". Златоуст так определяет отношение епископа к пасомым в епархии, излагая общий принцип, применимый, конечно, и ко всей Церкви: "Ведь мы все братья, и один у нас Наставник; но и между братьями надобно, чтобы один давал приказания, а другие слушались". Без "власти" по учению Златоустого, не может быть "единодушия", а значит и духа соборности и любви: "Везде Бог устроил степени и разнообразие власти, чтобы все пребывало в единодушии и великом согласии".
Основа благодатной жизни и единения всех во Христе есть смирение, осуществляемое через сыновнее послушание настоятелю-отцу, представителю или наместнику Христа, Главы Церкви, на земле. Без общего отца нет и братьев.
Последовательное, полное и всестороннее применение этого великого начала духовного совершенствования ко всему домостроительству спасения, к Вселенской Церкви в ее частях и в ее совокупности, такова "идея" католичества.

2. Внешний облик Католической Церкви.

К Католической Церкви принадлежит приблизительно половина всех христиан земного шара. Католиков около 380,000,000.
В Европе католики составляют большинство населения Италии, Франции, Испании, Португалии, Бельгии, Ирландии, Польши, Чехословакии, Австрии, Литвы, Хорватии, Словении, Венгрии. В Англии, несмотря на вековые попытки англиканской государственной власти изгнать или истребить всех католиков, после предоставления гражданам в XIX веке свободы совести число местных католиков возросло до 2,500,000. В Голландии католики — почти половина населения, в Швейцарии — третья часть, в Германии — 40% (католики в большинстве в Баварии и прирейнских областях). В Румынии имеется около 1,500,000 католиков, в большинстве византийского обряда. В западной Украине (Галиции) было до последней войны 3,500,000 католиков-униатов, в России около 1,000,000 католиков латинского обряда, которые остались теперь без пастырей. В Греции, Албании и Болгарии по несколько десятков тысяч местных католиков. Очень мало католиков в Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии.
В Соединенных Штатах имеется приблизительно 27,000,000 чад Католической Церкви. В Канаде почти половина населения католики. В Средней и Южной Америке почти все жители католики. Интересно отметить, что в среднем "процент" католиков больше в Америке, чем в Европе.
Католические миссии распространены по всему доступному для католичества земному шару. Ведь Христос заповедал: "Идите, научите все народы" (Мф. 28, 19). Нет наших миссий в Сибири и в русских владениях центральной Азии, вследствие радикального сопротивления сначала царского правительства, а затем большевиков. Неприступными для католического апостольства были также до сих пор часть Тибета, Непал и еще кое-какие уголки отдаленных стран. Над обращением язычников трудятся, кроме европейского и американского духовенства, 5,400 священников туземцев (есть уже немало епископов из местного населения) и более 20,000 туземных монахов и монахинь. Для оказания материальной и духовной помощи миссионерам существует в Европе и Америке несколько организаций и союзов, среди которых выделяется "Миссионерский Союз Духовенства"; более 200,000 священников являются его членами. Язычники в католических миссиях удостаиваются святого крещения только после 2-3 лет тщательной подготовки. Число ежегодных обращений бывает различно; в 1933 году присоединилось к Церкви более 400,000 язычников.
* * *
Верховным архипастырем борющейся на земле Католической Церкви является, как известно, папа, епископ Римский, "глава всех глав", по выражению св. Феодора Студита. Он управляет земною частью Церкви, как общий отец и "раб рабов Божиих". Ему помогают в этом постоянные синоды, называемые "Римскими конгрегациями", в которых главную роль играют кардиналы, высшие церковные сановники, назначаемые папой; число их колеблется между 50 и 70. Некоторые из них постоянно пребывают в Риме, большинство же являются архипастырями крупных епархий в Европе и других частях света; в Америке теперь 8 кардиналов, в Азии — 3, в Африке и Австралии — по одному. Почти все кардиналы в епископском сане, но бывают также кардиналы из простых священников или иеромонахов. Все кардиналы, и только они, имеют право голоса при выборе нового папы на так называемом "конклаве". Теперь большинство кардиналов не итальянцы.
В римских конгрегациях более важные дела решаются собором кардиналов; их постановления утверждаются Св. Отцом. Обыкновенные дела решаются совместно кардиналом председателем надлежащей конгрегации и его сотрудниками. Во всех важных решениях конгрегаций очень большой вес имеют "мнения" так называемых "консульторов" (советников), избираемых на эту должность обыкновенно из ученых специалистов, преподающих в духовных академиях и богословских факультетах Рима; большинство их иностранцы, призванные в Рим вследствие своих выдающихся познаний и опыта.
Вот главные конгрегации:
1) Конгрегация "Святейшего Служения" следит за чистотою вероучения во всей Церкви.
2) Конгрегация "Консисториальная" учреждает, когда надо, новые епархии и заботится о назначении подходящих достойных лиц на епископские кафедры.
3) Конгрегация "Собора" следит за исправным исполнением духовенством его обязанностей.
4) Конгрегация "Монахов" есть верховная инстанция по делам, касающимся всех монашеских орденов, их взаимоотношений и т. д.
5) Конгрегация "Таинств" заботится о правильном совершении свв. таинств.
6) Конгрегация "Обрядов" следит за благочинием в литургической жизни, а также подготовляет канонизации святых.
7) Конгрегация "Распространения веры" ведает миссиями среди язычников.
Cool Конгрегация "Восточной Церкви" ведает делами католических Церквей восточных обрядов.
Для сношений по религиозным делам с правительствами разных государств, в особенности тех, которые имеют своих послов при Ватикане, и для выработки "конкордатов" (соглашений) с государствами существует "Государственный Секретариат".
Совокупность всех этих учреждений принято называть Св. Престолом.

3. Вероучение и богословие.

Католики исповедуют все догматы, высказанные древними вселенскими соборами и тогда же утвержденные Апостольским Римским Престолом. Но Католическая Церковь не остановилась на эпохе первых семи вселенских соборов и продолжает идти путем постепенного раскрытия Божественных истин.
Кроме истин, прямо высказанных в Св. Писании (например, что Бог благ) или в Предании, есть истины, которые хотя и заключаются в данных Откровения, но прикровенно или косвенно, так что их бесспорная достоверность может быть установлена только после долгого, тщательного и всестороннего изучения вопроса, разрешения трудностей и возражений, точного установления смысла богословских терминов и изречений Св. Писания и т. д. Так, например, прошло четыре века прежде чем был окончательно определен догмат богоматеринства Пресв. Девы. Такое постепенное осознание и выявление божественных истин называется догматическим развитием вероучения. Оно существенно для Церкви и является признаком ее жизненности: неисчерпаемая Божия правда только постепенно и отчасти усваивается соборным сознанием Церкви. Поэтому назревание догматических определений не могло прекратиться в VIII или IX веке: такой существенной перемены, такого коренного новшества и перелома в сущности христианства и Церкви быть не может. Католическая Церковь признает, как догматы веры, не только признаваемые и в православии вероопределения V или VI века, но и последующие, например, догмат "беспорочного зачатия" Богородицы, то есть учение, что Пресвятая Дева была освобождена силою будущих заслуг Христовых от скверны первородного греха в самое мгновение сотворения ее души. Св. Иоанном Дамаскиным, который как известно, подвел итог учению свв. Отцов Церкви, то же учение, в прикровенном виде, выражено так: как солнце светит с самого мгновения своего сотворения, так освящающая благодать с самого начала сияла в душе Богородицы (Слово I на Успение Богородицы).
Папы не создают новых догматов, новых истин: они следят за достижениями богословия, наблюдают благодатные плоды святости того или иного богословского учения, поощряют относящиеся к нему научные исследования, способствуют разрешению неизбежных столкновений между мнениями отдельных богословов. Когда, после нескольких веков такой соборной работы всей Церкви, окончательно выяснилось, в каком смысле то или иное богословское учение истинно, Собор или папа в благодатном единении со всею Церковью облекает это учение в определенную, тоже тщательно продуманную формулу. Это и есть "догматическое определение".
Да и вообще Церковь не создает никаких истин, но совершенствуется в их восприятии, выявляет их. Во всем Новом Завете нет прямого намека на иконопочитание. Со II века начинается употребление благочестивых изображений ради поучения народа и украшения церквей. В V веке появляется настоящее почитание икон. С VII века вопросы иконопочитания начинают явно входить в богословие.
Богословие в католичестве, теперь как и в первые века, не есть простое чередование разных частных богословских теорий, как в протестантизме. Благодаря наличию вселенского объединяющего центра, имеется возможность вести плодотворные прения, открывается огромное поле для здравого богословского почина, имеется живое соревнование и взаимопомощь в научных исследованиях. Поэтому в католичестве всегда было несколько богословских "школ", различных в частных вопросах и единых в существенном. Некоторые монашеские ордена, например доминиканцы, имеют большие заслуги на этом поприще.
Вера в догматы, по католическому пониманию, как и по учению Отцов Церкви, не воспринимается чувством, настроением или уступчивостью перед посторонними влияниями, например племенными преданиями или склонностями. Вера осуществляется в духе нашем и есть добровольное и жертвенное подчинение, при благодатной помощи свыше, нашего разума и
нашей воли Божественным истинам, предлагаемым нам Богом в Св. Писании или через учащую Церковь. Истины Откровения превосходят разум человеческий, они сами в себе непостижимы, ибо бесконечное в человеческом, то есть ограниченном, вместиться не может. Но из этого не следует, что вера не разумна, так как сам разум требует подчинения нашего духа его Творцу, Господу Богу.
Наравне с догматическим, в католичестве очень развито нравственное богословие. Высшими его нормами является, конечно, учение Христа и апостолов. Оно руководится также началами естественного нравственного закона, заложенного Творцом в самую разумно-волевую природу человека т вкратце выраженного в большинстве заповедей Господних. Католическая Церковь считает недопустимым, чтобы нравственное поведение христиан было определяемо государственною властью, посторонними соображениями, национальными вкусами, племенными предрассудками и проч. Католическая Церковь всегда защищала начала Христовой морали, например нерасторжимость таинства брака или право родителей воспитывать своих детей, от посягательств сильных мира сего и от влияния соблазнительных обманчивых теорий разных доктринеров. Из-за этого ей не раз приходилось переживать страшные гонения (например в Англии при Генрихе VIII). Нравственно слабые и не желающие преодолеть своих греховных страстей обыкновенно уходят из католичества и записываются в какое-либо вероисповедание, где допустимы разводы и где вообще жизнь удобнее. Католическая Церковь часто наталкивается на сопротивление вялых именно потому, что требует от своих чад не только внешнего богопочитания или религиозных настроений, но и великой жертвенности, сообразного с учением Спасителя поведения во всех областях человеческой жизни: частной, семейной, общественной, политической, научной, артистической и т. д.
Из сказанного становится понятным также, почему враги Церкви и христианства так упорно клевещут, извращая католическое нравоучение. Типичной такой клеветой является повсюду повторяемая выдумка, будто католические моралисты учат, что "цель оправдывает средства".
В католичестве также очень развито аскетическое и мистическое богословие. Из творений католических авторов по вопросам аскетики и мистики можно было бы составить огромную библиотеку в сотни тысяч творений и больше: ничто так не интересует истинных католиков как именно духовная литература. Ведь, как уже было сказано выше, католическое понимание сущности Церкви созрело на почве чистейшей святоотеческой духовности, учения древних христианских аскетов о безусловной необходимости всестороннего послушания.

4. Благочестие.

Католический аскетизм имеет целью подчинить тело духу, а дух Божиим велениям и голосу благодати; иными словами — низшие способности души, каковы чувства, память и воображение, высшим, то есть разуму и воле, а эти последние — наставлениям Христа Главы и внушениям Святого Духа. Этот аскетизм стремится не к тому, чтобы убить человеческую природу, а к тому, чтобы все в ней наладить — епископ Феофан Затворник сказал бы "настроить" — согласно требованиям Божиего закона, как природного, так и данного в Откровении, в учении Спасителя. Поэтому он не сводится к одной борьбе с плотью и телесным умерщвлениям, а охватывает всего человека, с телом и разумно-волевою душою. Посты, ночные бдения, молчание, затвор и тому подобные умерщвления предписываются и допускаются в той мере, в какой они способствуют жизни духа, в особенности умерщвлению гордости; они запрещаются и осуждаются, когда они питают самомнение.

От католика, который желает быть действительно таковым, а не только по имени, требуется, чтобы он исполнял волю Божию под пастырским водительством Церкви великодушно, постоянно, продуманно, радостно, с беспредельной любовью к Богу и к ближнему.

Католическая Церковь придает огромное значение молитве, как общественной, богослужебной, так и частной.

Истинный католик без очень уважительной причины не пропускает Литургии в воскресные и праздничные дни, в нем очень живо сознание, что св. Литургия далеко превосходит все другие богослужения, ибо в ней сам Господь наш Иисус Христос священнодействует и, как на кресте, жертвует Собою за спасение людей. Католик также охотно заходит в церковь в любое время, чтобы поклониться Христу, присутствующему в Свв. Дарах, в дарохранительнице, и излить перед Ним все, что накопилось у него на душе. Да и вообще почитание Св. Евхаристии очень развито в католичестве; у католиков латинского обряда оно приняло особые формы "выставления Свв. Даров", крестного хода со Свв. Дарами и т. п.

Благочестивый католик охотно причащается и притом не только по большим праздникам, но и каждое воскресенье или даже ежедневно; ибо Евхаристия есть наша главная духовная пища, а в пище человек нуждается ежедневно. Католические священники обыкновенно служат Св. Литургию ежедневно, как ради личного преуспеяния в духовной жизни, так и ради освящения верующих. Так как Св. Литургия совершается священниками, проживающими во всех частях света, то можно сказать, что евхаристическое жертвоприношение происходит беспрерывно днем и ночью. Ежечасно, в среднем, совершается около 13,000 литургий и причащается более 1,000,000 католиков. И сколько духовного горения кроется под этими холодными цифрами!

Частое причащение предполагает частое употребление таинства покаяния. Кроме того, все благочестивые католики делают ежедневно вечернее испытание совести.

В духовной жизни католиков очень большую роль играет молитвенное размышление, особенно утреннее. Церковь желает, чтобы наше благочестие было сознательным, свободным, благоразумным, вполне проникнутым учением Христа Спасителя. Поэтому она не довольствуется "пассивным" исполнением со стороны верующих предписаний религии: она ожидает от нас действенного, живого, предприимчивого, дерзновенного участия во всей ее жизни. А для этого надо почаще спокойно в тишине продумывать перед Богом все наставления Христа, укрепляться в решимости сообразоваться с ними, взвешивать соответствующие побуждения и подыскивать лучшие способы и средства для возможно более совершенного исполнения воли Господней в данных условиях. Это и есть молитвенное размышление, которое предписывается Церковью всем священникам и убедительно советуется всем вообще верующим.

Для поддержания духовной жизни пасомых имеются на различных языках всевозможные назидательные книги, книжечки и периодические издания, приспособленные к различным культурно-умственным уровням в народе.

Все ревностные католики очень дорожат духовным руководством опытного духовника, старчеством, и послушанием церковной иерархии, ибо Христос дал нам пример послушания Богу в лице Его наместников на земле.

Мистика, то есть высшая степень духовного благодатного непосредственного единения с Богом, высоко ценится в католичестве. Литература на эту тему составляет один из главных отделов католической богословской библиографии. Но католики остерегаются всякой "прелести". Они стремятся не столько к тому, чтобы наслаждаться здесь на земле прямым общением со Святою Троицей, сколько к жертвенному исполнению во всем воли Божией, ибо это есть единственный верный путь к подлинному, ничем не запятнанному единению с Отцом и Сыном и Духом Святым в жизни вечной.
Жизнь во Христе осуществляется в католичестве полной преданностью Христу, Главе Церкви: Христу, как Источнику благодати, через частое, искреннее и смиренное употребление свв. таинств; Христу, как Управителю Царства Божиего на земле, через сыновнее послушание его заместителям на земле; и наконец Христу, как Образцу всех добродетелей, через посильное подражание Его добродетелям, Его служению ближнему, Его Богочеловеческой любви. Для католика Христова любовь к Богу и к людям есть центр и очаг всех его духовных чаяний. Вот почему почитание Пресв. Сердца Иисусова, точнее Любящего Христа, так широко и так глубоко распространилось по всему католическому миру.

5. Почитание Пресвятой Богородицы.

Детская преданность Пресвятой Деве, любовь к ней как к матери и заступнице нашей, прославление ее преимуществ, в высшей степени свойственны каждому подлинному католику. Католик высоко чтит исключительную святость Богородицы, он уповает на ее помощь, особенно в духовных нуждах и искушениях, и старается идти путем, указанным ее добродетелями. Подражание Пресв. Деве для него неотделимо от подражания Христу.
В проповедях, назидательных книгах и частных пастырских наставлениях постоянно упоминается о ее достоинствах, о ее всесильном и всеобъемлющем заступничестве, о ее смирении, послушании, любви к Богу и девственной чистоте, добродетелях, которыми должен отличаться каждый христианин.
Существует ряд благочестивых "почитаний" в честь "Мадонны" (Италия), "Нашей Госпожи" (Франция), "Нашей дорогой Женщины" (Германия) и т. д.; таковы, например, почитание "чистейшего Сердца Пресв. Девы" или почитание ее страданий, ее скорбей. Очень распространен так называемый "розарий"; молящийся, благочестиво размышляя о жизни Богородицы, повторяет 5 (или 15) раз подряд, употребляя при этом четки, одно "Отче наш" и десять "Богородице Дево, радуйся". Впрочем, эти почитания , при всем своем благотворном воздействии на благочестие верующих, не представляют собой сущности католического почитания Богородицы и не обязательны, в особенности для католиков восточных обрядов. Это только внешние формы проявления глубочайших религиозных переживаний.
Стремление прославить особые духовные преимущества Богородицы очень сильно среди католиков. Именно благодаря этому стремлению верующих масс, из глубокой, благодатью просвещенной, веры во всестороннюю святость Матери Спасителя, с течением веков окрепло и было соборно осознано верование в беспорочное зачатие Богородицы, то есть в освобождение ее от скверны первородного греха с самого момента сотворения ее души Богом. Богословы установили только терминологию этого верования и точно указали, как следует понимать это учение, чтобы не впасть в противоречие с другими догматами веры. Католики также глубоко проникнуты учением о том, что Богородица всегда оставалась Девой, и преданием об ее успении.
Весьма сильно среди католиков почитание чудотворных икон и статуй Богородицы. Отметим, примера ради, широко распространенное по всему католическому миру почитание древней византийской иконы (и ее копий) Богородицы Скорбной ("постоянной помощи").
Огромное значение в жизни католического церковного народа имеет почитание святилищ, возникших в местах, где Богородица являлась избранникам Божиим. В Лурде, в Пиренеях, вскоре после провозглашения догмата Беспорочного Зачатия, всенепорочная Дева явилась святой девушке Бернадетте. С тех пор в этом святилище, ежегодно посещаемом сотнями тысяч паломников из разных стран, чудеса не прекращаются.
В 1917 году, в самый разгар первой мировой войны, недалеко от селения Фатима, в Португалии, Богородица несколько раз подряд являлась одному мальчику и двум девочкам, пасшим овец, поручая им предупредить людей, что, если они нравственно не исправятся, то Господь допустит еще другую войну, более ужасную, чем первая. Богородица выразила желание, чтобы католики побольше молились по четкам (розарий), чаще творили дела покаяния за спасение грешников и лучше слушались Св. Отца. В подлинности этих явлений и пожеланий Пресв. Девы теперь нельзя сомневаться: все подробности этих дивных откровений были строго проверены церковными властями; их правда явствует тоже из несомненной, чисто евангельской святости, которой достигли эти простые искренние детские души под влиянием бесед с Богоматерью, и из глубокого религиозного и нравственного возрождения, которое эти явления произвели во всем португальском народе: "По плодам их узнаете их" (Мф. 7, 16). Сейчас почитание Фатимской Богородицы быстро распространяется по всему свету. Господь совершает многочисленные чудеса и посылает обильные благодатные милости в подтверждение подлинности упомянутых откровений и святости трех детей, которые их удостоились. Имена этих детей: Люция, Джиачинта и Франциск.
Огромное значение имеют в католичестве так называемые "Мариинские конгрегации". Это союзы, или кружки, тех или иных категорий верующих, особенно из молодежи, с целью дружно следовать по стопам Богородицы в подражании ее добродетелям. Этими кружками руководят опытные в духовной жизни священники или иеромонахи-старцы. К различным Мариинским конгрегациям принадлежат десятки миллионов верующих обоего пола; они имеются везде, где есть католические общины.
Во всем католическом мире не найдется ни одной церковки или благочестивого семейства, где не существовало бы почитания Пресв. Девы.
Отметим еще повсюду распространенное "майское богослужение": в течение всего мая месяца верующие ежедневно собираются, обыкновенно по вечерам, в своей церкви, чтобы выслушать проповедь на тему, касающуюся почитания Богородицы, и принять участие в пении, на местном языке, разных благочестивых песнопений в честь ее.
Само собою разумеется, что в монашеских орденах прославление Пресв. Девы Марии отличается особенной интенсивностью. 52 монашеских ордена внесли имя Богородицы в канонически утвержденное наименование своего содружества.
С почитанием Пречистой Девы Марии тесно связано в католическом благочестии очень развитое среди католиков почитание св. Иосифа Обручника. Св. Иосиф считается, после Богородицы, главным покровителем Церкви, борющейся на земле.

6. Обряды.

Наиболее распространенный католический обряд, как все знают, обряд латинский, римский. Но немало католиков принадлежат и к другим обрядам: амвросианскому, лионскому и мозарабскому, на Западе, византийскому, армянскому, сирийскому, маронитскому, халдейскому и коптскому, на Востоке. В Индии часть местных католиков молятся Богу по сиромалабарскому обряду. Около Рима, в Гроттаферрате, существует старинная лавра св. Нила, где всегда, то есть уже около тысячи лет, богослужение совершается по византийскому обряду на греческом языке. Восточные обряды сохраняются в Католической Церкви из уважения к положительным старинным местным религиозным ценностям. Так как Церковь полна благодатной жизни и объединена одним соборным духом, то и не удивительно, если все эти обряды воздействуют друг на друга, развиваются, применяются к условиям времени и места. Перед лицом вселенской Церкви и Св. Престола все существующие в Церкви обряды одинаково достойны уважения, и католики всех обрядов равны между собою. Не исключено, что со временем будут и папы того или иного восточного обряда.
Во всех католических обрядах главное место занимают, конечно, таинства, эти непосредственные источники благодати, обильно изливающиеся на всех тех, кто к ним приступает в духе покаяния, смирения, любви, преданности Господу, "со страхом Божиим и верою". Церковь стремится к тому, чтобы назначение таинств, намеченное Спасителем, а именно спасать и освящать людей, коснулось возможно большего количества людей. Этим следует объяснить некоторые отличительные черты латинского обряда при совершении таинств; так, крещение совершается возможно проще, обыкновенно через обливание, вполне достаточное для наличия символа, образа омовения души, требуемого для действительности таинства крещения. Миропомазание преподается не сразу после крещения (это таинство не так необходимо для спасения, как крещение), а тогда, когда крещеный стал способным вполне сознательно и благоговейно отнестись к таинству. Причастие дается под одним видом хлеба, так как, с одной стороны, в каждой частице пресуществленного хлеба присутствует весь воскресший Христос, не только с телом, но и с кровью, а с другой, при интенсивности и огромном распространении евхаристического культа в католичестве, причащение под одним видом хлеба в значительной мере устраняет опасность оскорбления таинства, например, промахом при употреблении лжицы, когда надо спешить из-за большого стечения причащающихся. В некоторых странах крайнего севера или экваториальной полосы раздача причастия под двумя видами часто просто физически неосуществима. При совершении таинства покаяния латинский обряд так же прост, как и восточные, ибо главное тут не ритуал, а расположение духа, желание исправиться. Только
рукоположение во священники гораздо сложнее и торжественнее в латинском обряде, чем в восточных.
Каждый обряд, латинский и восточные, имеет свои преимущества и свои слабые стороны. Латинский обряд уступает византийскому в том, что латинский язык мало понятен для большинства верующих, так что молящиеся должны следить за богослужением по молитвенникам, в которых имеются переводы всех литургических молитв. Его преимущество в том, что, будучи повсюду одинаков даже в отношении языка, он много способствует укреплению духа соборного единения между католиками из разных народов. Рассказывают про одного солдата немца католика, который, находясь в плену во Франции, чувствовал себя крайне одиноким и чужим; однажды ему удалось попасть в церковь на латинскую "мессу" (обедню); возвращаясь домой, он всем говорил: "наконец-то я почувствовал себя как дома в Германии, сегодня я присутствовал на немецкой литургии". Преимущество византийского обряда: молитвы читаются и поются на понятном для большинства верующих языке, многие молитвы произносятся громко, так что доходят до слуха, а тем самым и прямо до сердца молящихся; слабая сторона восточных обрядов — их замкнутость, непонятность для иноплеменников.
Католическое богослужение по разным обрядам в общем беднее, чем православное, именно в отношении внешнего благолепия. Это объясняется тем, что католики более склонны почитать Бога всесторонним следованием за Христом Главою Церкви, действованием и жизнью по примеру Христа, чем непосредственным славословием, хвалением Бога, которое занимает столь исключительно важное место на Востоке. И тот и другой способ прославления Бога свят и духовно плодотворен; в этом отношении нам друг друга упрекать не подобает.

7. Воспитание и наука.

По учению Католической Церкви главная роль в воспитании детей принадлежит родителям: этого требует богоданный природный закон. Дело государства и Церкви — помогать при этом родителям в технически-материальном отношении (государство) и в нравственно-религиозном отношении (Церковь).
В большинстве современных государств школьное дело поставлено неудовлетворительно. Поэтому католики повсюду учреждают свои частные католические школы всех ступеней и типов, начиная от первоначальных народных школ до университетов включительно. Заведуют этими, в большинстве случаев закрытыми, учебными заведениями иногда миряне или лица из белого духовенства, но чаще всего монахи и монахини разных "деятельных" орденов. Есть монашеские ордена, которые посвящают себя исключительно делу воспитания юношества; таково, например, содружество "Братьев Христианских Школ", которые сейчас в 780 средних учебных заведениях воспитывают более 300,000 мальчиков и юношей. В США около 2,000,000 детей посещают католические частные школы.
Католические гимназии с интернатами насчитываются по всему свету тысячами, первоначальные школы — десятками тысяч. Огромна жертвенность католиков в этом отношении. Стоит только вспомнить, что во Франции антиклерикальные правительства XIX века несколько раз конфисковывали все католические учебные заведения, и после каждого такого погрома при первом удобном случае католики опять создавали из своих скудных средств тысячи новых школ.

Главная цель католического воспитания: развить в молодежи глубокое благочестие, любовь ко всем христианским добродетелям, убежденность, преданность Христу и дух самоотверженного служения родине и ближнему. Из католических школ вышло множество первоклассных ученых по всем отраслям человеческих знаний, много известных писателей, общественных деятелей, художников.
Живое сознание христианского долга, служить и помогать ближнему во всех его нуждах, издавна вызывало у передовых католиков, в особенности из духовенства и монашества, стремление заниматься серьезными и полезными научными исследованиями. Среди великих ученых и изобретателей всегда было много глубоко верующих католиков; стоит только упомянуть имена Пастера, Ампера, Фуко, Коперника, Вольта, Гальвани и других. Значительная часть (10%) выдающихся астрономов последних веков были католические священники и монахи. Католическое духовенство (особенно миссионеры) сделало очень много научных открытий в области ботаники, зоологии, физики, медицины, лингвистики, палеографии.
Церковь всегда поощряла научные искания, ибо добросовестное исследование Божиих творений в мире неизбежно приводит к Богу, побуждает к молитве, смиряет гордость. Отвлекает от Бога только порабощение науки антирелигиозными предрассудками. В области богословия Церковь считается с действительными, прочно установленными достижениями науки, но предостерегает от легкомысленных увлечений непроверенными гипотезами.
Безбожники и антиклерикалы всячески стараются представить Церковь, как врага науки. Они тщательно умалчивают об огромных заслугах духовенства в деле просвещения. В доказательство своей тезы о мнимой враждебности католичества по отношению к науке они приводят все один и тот же почти единственный случай, когда духовенство действительно ошиблось и напрасно осудило ученого, именно Галилея.

8. Социальные проблемы.

Учение Христово касается не только личного отношения каждого отдельного христианина к Богу, но и всего поведения всех и каждого в отношении ближнего и общества; Это явствует из любого поучения Спасителя и из Его жизни. Поэтому Церковь, чтобы оставаться верной Христу, не может быть безучастной к взаимоотношениям между отдельными людьми и разными их естественными объединениями: нациями, сословиями, союзами, обществами и т. д. Это, конечно, не следует понимать в том смысле, будто Церковь должна или может брать в свои руки управление государствами, торговыми предприятиями или заводами. Нет, Церковь оставляет за государством принадлежащее ему, по Божиему природному закону, право и обязанность заботиться об общем земном благосостоянии народа, не ее дело заведовать техническими предприятиями или распределять полицейских по разным частям города. Но Церковь может и должна следить за тем, чтобы все человеческие общественные образования, в которых ее чада принимают участие, не нарушали Божиих велений нравственного характера. Не дело Церкви решать, должна ли жена носить фамилию своего мужа, или определять профессию детей, но если государственные власти устанавливают многоженство или велят убивать слабосильных детей, Церковь не может не осуждать таких мероприятий. Католики свободны предпочитать республику или монархию, это только политика, а чистая политика не касается Церкви; но Церковь мо
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Cattolicesimo] Католичество
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Anewer-RP :: Мафии :: LCN-
Перейти: